- Почему нарышкинское барокко так называется?
- Происхождение названия «нарышкинское барокко»
- Представители рода Нарышкиных и их вклад в архитектуру
- Характерные черты нарышкинского стиля в архитектуре
- Примеры знаковых сооружений нарышкинского барокко
- Влияние европейской архитектуры на формирование стиля
- Нарышкинское барокко как переходный этап в русской архитектуре
- Значение и наследие нарышкинского барокко
- FAQ
- Действительно ли нарышкинское барокко – это барокко?
- Почему стиль назван в честь Нарышкиных?
- Где можно увидеть примеры нарышкинского барокко?
- В чем заключается уникальность нарышкинского барокко?
- Каково значение нарышкинского барокко для современности?
- Краткий вывод
Почему нарышкинское барокко так называется?
Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, сторонников европейских преобразований царя Петра I. Именно в их московских и подмосковных имениях были построены первые церкви с элементами архитектуры маньеризма, ставшие предвестниками нового стиля.
Происхождение названия «нарышкинское барокко»
Название «нарышкинское барокко» условное и возникло в среде искусствоведов уже в XX веке. Этот архитектурный стиль, расцветший на рубеже XVII-XVIII веков, тесно связан с влиятельным боярским родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I, Наталья Кирилловна.
Нарышкины, будучи представителями новой аристократии, тяготели к западноевропейской культуре и моде. В своих многочисленных усадьбах они возводили храмы, поражавшие современников необычным обликом, в котором причудливо переплетались древнерусские традиции и европейские веяния. Церковь Покрова в Филях, возведенная в усадьбе Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I, стала одним из первых ярких образцов этого стиля. Впоследствии, по аналогии с ней, стали определять и другие похожие постройки.
Важно отметить, что сами Нарышкины не выделяли свои храмы в какой-то особый стиль. Более того, архитекторы, работавшие над их созданием, были преимущественно русскими мастерами, не имевшими опыта строительства в стиле европейского барокко. Они лишь использовали отдельные декоративные элементы, порой даже не до конца понимая их первоначального значения. Именно поэтому многие исследователи предпочитают использовать термин «нарышкинский стиль», нежели «нарышкинское барокко».
Тем не менее, название «нарышкинское барокко» прочно закрепилось в искусствоведении и широко используется для обозначения этого яркого и самобытного явления в русской архитектуре. Оно подчеркивает новаторство и смелость Нарышкиных, которые не боялись экспериментировать и привносить в русскую архитектуру новые веяния.
Представители рода Нарышкиных и их вклад в архитектуру
Род Нарышкиных сыграл заметную роль в истории России, и его вклад в архитектуру не ограничивается только лишь названием стиля. Благодаря своему высокому положению при дворе (мать Петра I, Наталья Кирилловна, была представительницей этого рода) Нарышкины обладали значительными ресурсами и возможностями, которые активно использовали для строительства храмов и усадебных комплексов.
Одним из наиболее известных представителей рода был Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I. В своей подмосковной усадьбе Филях он возвёл церковь Покрова Пресвятой Богородицы, ставшую одним из самых ярких образцов нарышкинского стиля. Этот храм поражал современников своей изящной архитектурой, обилием декоративных элементов и непривычным для того времени пятиглавием, расположенным на ярусах уменьшающихся восьмериков.
Другой видный представитель рода, боярин Петр Петрович Нарышкин, прославился строительством церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе в Москве. Этот храм, возведенный в конце XVII века, также демонстрирует характерные черты нарышкинского стиля⁚ ярусность композиции, обилие белокаменных деталей, использование элементов ордерной системы.
Важно отметить, что Нарышкины не просто финансировали строительство храмов, но и принимали активное участие в выборе архитекторов, разработке проектов, контроле за ходом работ. Они стремились создать не просто церкви, а настоящие произведения искусства, которые бы отражали их вкус, статус и приверженность новым веяниям в архитектуре.
Безусловно, не все храмы, построенные Нарышкиными, сохранились до наших дней. Однако те, что устояли под натиском времени, являются ценнейшими памятниками архитектуры, свидетельствующими о вкусах и стремлениях русской аристократии на рубеже XVII-XVIII веков, о том переломном периоде, когда Россия стояла на пороге больших перемен.
Характерные черты нарышкинского стиля в архитектуре
Нарышкинский стиль, возникший на стыке эпох и культур, вобрал в себя элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры, породив уникальное и неповторимое направление. Несмотря на краткий период расцвета, он оставил яркий след в истории русского искусства, и его легко узнать по характерным чертам⁚
- Ярусность композиции. Храмы в стиле нарышкинского барокко отличает вертикальная устремленность. В основе композиции лежит традиционный для русской архитектуры четверик, на который ставится несколько ярусов уменьшающихся восьмериков, создавая ступенчатый силуэт. Такая конструкция придаёт зданиям особую стройность и динамичность.
- Обилие декоративных элементов. На смену лаконичности древнерусских построек приходят пышные декоративные формы, вдохновленные европейским маньеризмом. Белокаменные наличники, карнизы, колонки, полуколонны, пилястры, фигурные фронтоны, резьба по камню – все эти элементы щедро украшают фасады храмов, создавая праздничную атмосферу.
- Использование элементов ордерной системы. В нарышкинском стиле впервые в русской архитектуре появляются элементы классической ордерной системы⁚ колонны, пилястры, антаблементы. Однако используются они свободно, часто нарушая строгие пропорции, что придает постройкам оттенок декоративности и эклектики.
- Контрастное цветовое решение. Характерной чертой нарышкинского стиля является контрастное сочетание красного кирпича и белого камня. Красный кирпич использовался для кладки стен, белый камень – для декоративных деталей. Такое сочетание цветов придает постройкам особую нарядность и выразительность.
- Симбиоз светского и церковного зодчества. Храмы в стиле нарышкинского барокко часто напоминали дворцовые постройки. Они имели парадное крыльцо с лестницей, галереи-гульбища, высокие крыши, увенчанные изящными главками. Такая тенденция отражала стремление русской аристократии к роскоши и светскости.
Несмотря на то, что нарышкинский стиль был переходным этапом в русской архитектуре, он отличался яркостью, оригинальностью и новаторством. Он стал предвестником петровского барокко, которое вскоре вытеснило его, однако оставил заметный след в истории русского искусства и оказал влияние на развитие архитектуры в последующие эпохи.
Примеры знаковых сооружений нарышкинского барокко
Нарышкинское барокко, несмотря на свою недолгую жизнь, успело подарить Москве и Подмосковью ряд выдающихся архитектурных памятников. Эти изящные, нарядные церкви, словно сотканные из красного кирпича и белого камня, до сих пор притягивают взгляды и вызывают восхищение мастерством зодчих.
Церковь Покрова в Филях (1690-1693) по праву считается жемчужиной стиля. Возведенная по заказу Льва Кирилловича Нарышкина, она стала образцом для подражания и дала имя всему направлению. Пышное убранство, сочетание красного кирпича и белокаменных деталей, многоярусная композиция с устремлёнными ввысь золотыми куполами – все эти черты делают храм в Филях ярким манифестом новой эпохи.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе (конец XVII века) – еще один яркий пример нарышкинского стиля. Этот храм, построенный боярином Петром Петровичем Нарышкиным, отличается изяществом пропорций, обилием декоративных элементов и необычным для того времени планом в виде трилистника.
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах (1690-е годы) поражает своей устремленностью ввысь. Высокий восьмерик на четверике, увенчанный стройным шатром, создаёт ощущение легкости и полёта. Богато декорированные фасады, галереи-гульбища, резные наличники – все эти элементы делают храм в Уборах настоящим шедевром нарышкинского стиля.
К числу других знаковых сооружений этого направления относятся⁚
Эти храмы, разбросанные по Москве и Подмосковью, являются не только яркими памятниками архитектуры, но и свидетельствами о вкусах и стремлениях русского общества на рубеже XVII-XVIII веков, о том времени, когда Россия стояла на пороге больших перемен.
Влияние европейской архитектуры на формирование стиля
Нарышкинский стиль, возникший на рубеже XVII-XVIII веков, стал своеобразным мостом между древнерусским зодчеством и европейской архитектурой. Он вобрал в себя черты обоих направлений, порождая уникальное и неповторимое явление в истории русского искусства. Влияние Западной Европы на формирование нарышкинского стиля было значительным и проявлялось в ряде аспектов⁚
Заимствование декоративных элементов. Русские зодчие, вдохновленные европейским маньеризмом и ранним барокко, начали активно использовать в своих работах такие элементы, как колонны, пилястры, карнизы, фигурные фронтоны, волюты, разорванные фронтоны и др. Эти детали придавали постройкам нарядность, динамичность и праздничность.
Использование ордерной системы. Впервые в истории русской архитектуры в нарышкинском стиле появляются элементы классической ордерной системы. Колонны и пилястры становятся неотъемлемой частью фасадов, однако используються они довольно свободно, без строгого соблюдения пропорций и правил, что придает постройкам оттенок декоративности и эклектики.
Новые планировочные решения. Влияние европейской архитектуры проявилось и в планировке храмов. Наряду с традиционными крестово-купольными постройками появляются церкви с центрическим планом, что было характерно для западноевропейского зодчества. Кроме того, распространение получают трапезные палаты, примыкающие к храмам с западной стороны.
Стремление к парадности и репрезентативности. Европейская архитектура XVII века отличалась пышностью и торжественностью. Это повлияло и на русское зодчество. Храмы в стиле нарышкинского барокко часто напоминали дворцовые постройки, они имели парадное крыльцо с лестницей, галереи-гульбища, высокие крыши, увенчанные изящными главками.
Однако важно отметить, что русские зодчие не слепо копировали западноевропейские образцы. Они творчески перерабатывали заимствованные элементы, адаптируя их к русским традициям и вкусам. Именно поэтому нарышкинский стиль не стал просто повторением европейского барокко, а приобрел свои уникальные черты и стал ярким явлением в истории русской архитектуры.
Нарышкинское барокко как переходный этап в русской архитектуре
Нарышкинский стиль, расцветший на рубеже XVII–XVIII веков, занял особое место в истории русской архитектуры. Он стал связующим звеном между уходящей эпохой средневековья и новым временем, ознаменованным реформами Петра I и стремительным проникновением европейских веяний во все сферы жизни российского общества.
Этот переходный характер стиля ярко проявился в его эклектичности, в причудливом смешении древнерусских традиций и элементов западноевропейского маньеризма. С одной стороны, в храмах нарышкинского стиля прослеживаются узнаваемые черты древнерусского зодчества⁚ ярусная композиция, центрический план, использование шатровых завершений. С другой стороны, появляются новые декоративные элементы, заимствованные из европейской архитектуры⁚ колонны, пилястры, карнизы, фигурные фронтоны.
Нарышкинское барокко стало своеобразным полигоном для экспериментов, на котором русские зодчие искали новые формы и выразительные средства. Они смело сочетали привычные приемы с заимствованными элементами, создавая неповторимые архитектурные образы. Именно в это время закладывались основы для развития русского барокко, которое в скором времени получит свое дальнейшее развитие в творчестве таких мастеров, как Доменико Трезини, Андрей Воронихин, Бартоломео Растрелли.
Кратковременность существования нарышкинского стиля (всего несколько десятилетий) также подчеркивает его роль как переходного этапа. Он возник на волне интереса к европейской культуре, захлестнувшего Россию в конце XVII века, но уже в начале XVIII столетия уступил место более зрелым и самостоятельным формам русского барокко. Однако именно в этот краткий период были заложены основы для дальнейшего развития архитектуры и формирования нового художественного языка, который определит облик русских городов на долгие годы вперед.
Значение и наследие нарышкинского барокко
Несмотря на недолгий период расцвета, нарышкинское барокко оставило заметный след в истории русской архитектуры и оказало существенное влияние на ее дальнейшее развитие. Этот яркий, жизнерадостный стиль, возникший на переломе эпох, стал символом стремления России к обновлению, к освоению новых художественных идей и форм.
- Преодоление рамок средневековья. Нарышкинский стиль стал первым шагом на пути освобождения русской архитектуры от строгих канонов средневековья, от аскетизма и замкнутости. Новые формы, заимствованные из европейской архитектуры, привнесли в нее праздничность, динамизм, стремление к декоративности.
- Формирование нового художественного языка. Русские зодчие, работавшие в стиле нарышкинского барокко, провели грандиозную работу по адаптации западноевропейских идей к русской традиции. Они создали новый архитектурный язык, который сочетал в себе черты обоих направлений.
- Влияние на последующие стили. Нарышкинское барокко стало предтечей петровского барокко, которое в скором времени пришло ему на смену. Многие черты нарышкинского стиля – ярусность композиции, использование элементов ордера, контрастное цветовое решение – получили дальнейшее развитие в архитектуре XVIII века.
Наследие нарышкинского барокко – это не только великолепные архитектурные памятники, сохранившиеся до наших дней, но и сам опыт творческого осмысления западноевропейских идей, опыт создания нового художественного стиля на основе синтеза разных культурных традиций. Этот опыт оказался весьма востребованным в дальнейшей истории русской архитектуры и искусства.
FAQ
Нарышкинское барокко – стиль яркий и запоминающийся, но при этом вызывающий немало вопросов. Давайте рассмотрим некоторые из них⁚
Действительно ли нарышкинское барокко – это барокко?
Это скорее условное название. Да, в нём присутствуют некоторые элементы барокко, заимствованные из европейской архитектуры – пышный декор, использование ордерной системы, стремление к парадности. Однако нарышкинский стиль не является полноценным барокко в европейском понимании. Он сохраняет тесную связь с древнерусскими традициями, органично вплетая новые элементы в устоявшиеся формы. Именно поэтому многие исследователи предпочитают называть его просто «нарышкинским стилем»;
Почему стиль назван в честь Нарышкиных?
Род Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I, сыграл значительную роль в популяризации нового стиля. Именно по их заказам было построено множество церквей, ставших яркими образцами нарышкинского барокко. Кроме того, Нарышкины принимали активное участие в разработке архитектурных проектов, привнося в них свои вкусы и предпочтения. Таким образом, название «нарышкинское барокко» отражает как роль самого рода в развитии стиля, так и тот факт, что он наиболее ярко проявился в архитектуре храмов, возведенных по заказу Нарышкиных.
Где можно увидеть примеры нарышкинского барокко?
Большинство памятников нарышкинского барокко сосредоточено в Москве и Подмосковье. Среди них можно выделить такие шедевры, как церковь Покрова в Филях, церковь Знамения на Шереметевом дворе, церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах, церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Лыкове. Эти храмы, каждый из которых обладает своей уникальностью и неповторимым обаянием, дают яркое представление об этом необычном архитектурном стиле.
В чем заключается уникальность нарышкинского барокко?
Уникальность нарышкинского барокко заключается в его синтетичности, в умелом сочетании элементов разных культур и эпох. Русские зодчие сумели органично вплести западноевропейские мотивы в ткань древнерусской архитектуры, создав стиль одновременно и традиционный, и новаторский. Нарышкинское барокко стало важным этапом в истории русской архитектуры, подготовившим почву для расцвета русского барокко XVIII века.
Каково значение нарышкинского барокко для современности?
Нарышкинское барокко – это не только часть нашего исторического наследия, но и источник вдохновения для современных архитекторов и художников. Его яркие образы, необычные формы, праздничная атмосфера продолжают волновать воображение и сегодня. Изучение нарышкинского барокко позволяет нам лучше понять путь, пройденный русской архитектурой, ее стремление к красоте, гармонии и новаторству.
Краткий вывод
Нарышкинское барокко – яркая и самобытная страница в истории русской архитектуры, оставившая после себя немало вопросов и споров. Несмотря на условность названия, этот архитектурный стиль, расцветший на рубеже XVII–XVIII веков, имел огромное значение для развития русского зодчества.
- Происхождение названия. Стиль получил своё название благодаря роду Нарышкиных, которые не только активно финансировали строительство церквей в этом стиле, но и влияли на формирование его художественных особенностей.
- Синтез традиций. Нарышкинское барокко уникально тем, что органично сочетало в себе элементы древнерусского зодчества и западноевропейской архитектуры, в частности, маньеризма. Отсюда его нарядность, декоративность, стремление к вертикализму, использование ордерной системы, но при этом сохранение традиционной ярусной композиции и центрических планов.
- Роль переходного этапа. Появление нарышкинского стиля свидетельствовало о начале новой эпохи в русской архитектуре, отказа от сурового аскетизма средневековья в пользу парадности и праздничности. Он стал важным этапом на пути к расцвету русского барокко XVIII века, подготовив почву для творчества таких мастеров, как Растрелли, Трезини, Воронихин.
- Художественное наследие. Несмотря на кратковременность существования, нарышкинское барокко оставило яркий след в истории русской архитектуры. Церкви в этом стиле, расположенные в Москве и ее окрестностях – церковь Покрова в Филях, церковь Знамения на Шереметевом дворе, церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах и другие – до сих пор поражают воображение своей красотой, изяществом и неповторимым очарованием.
Изучение нарышкинского барокко позволяет нам не только лучше понять историю русской архитектуры, но и по достоинству оценить талант и мастерство зодчих, сумевших создать столь необычный и притягательный стиль. Он напоминает нам о том, что искусство способно преодолевать временные и культурные границы, гармонично соединяя в себе традиции и новаторство.
Удивительно, как русские мастера смогли так органично соединить европейские мотивы с древнерусскими традициями. Нарышкинское барокко — это нечто неповторимое!
Очень интересно! Никогда не задумывался, почему этот стиль так называется. Спасибо, что пролил свет на историю архитектуры.
Интересно, а какие архитектурные памятники нарышкинского барокко сохранились до наших дней? Хотелось бы увидеть их своими глазами.
Спасибо за интересную статью! Всегда восхищалась красотой нарышкинского барокко, а теперь узнала еще и историю его происхождения.
Статья познавательная, но хотелось бы увидеть больше примеров нарышкинского барокко, чтобы лучше понять его особенности.