Нарышкинское барокко: история названия, особенности стиля и вклад рода Нарышкиных в русскую архитектуру

Почему нарышкинское барокко так называется?​

Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных, сторонников европейских преобразований царя Петра I.​ Именно в их московских и подмосковных имениях были построены первые церкви с элементами архитектуры маньеризма, ставшие предвестниками нового стиля.​

Происхождение названия «нарышкинское барокко»

Название «нарышкинское барокко» условное и возникло в среде искусствоведов уже в XX веке.​ Этот архитектурный стиль, расцветший на рубеже XVII-XVIII веков, тесно связан с влиятельным боярским родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I, Наталья Кирилловна.​

Нарышкины, будучи представителями новой аристократии, тяготели к западноевропейской культуре и моде.​ В своих многочисленных усадьбах они возводили храмы, поражавшие современников необычным обликом, в котором причудливо переплетались древнерусские традиции и европейские веяния.​ Церковь Покрова в Филях, возведенная в усадьбе Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I, стала одним из первых ярких образцов этого стиля.​ Впоследствии, по аналогии с ней, стали определять и другие похожие постройки.​

Важно отметить, что сами Нарышкины не выделяли свои храмы в какой-то особый стиль.​ Более того, архитекторы, работавшие над их созданием, были преимущественно русскими мастерами, не имевшими опыта строительства в стиле европейского барокко.​ Они лишь использовали отдельные декоративные элементы, порой даже не до конца понимая их первоначального значения.​ Именно поэтому многие исследователи предпочитают использовать термин «нарышкинский стиль», нежели «нарышкинское барокко».

Тем не менее, название «нарышкинское барокко» прочно закрепилось в искусствоведении и широко используется для обозначения этого яркого и самобытного явления в русской архитектуре.​ Оно подчеркивает новаторство и смелость Нарышкиных, которые не боялись экспериментировать и привносить в русскую архитектуру новые веяния.​

Представители рода Нарышкиных и их вклад в архитектуру

Род Нарышкиных сыграл заметную роль в истории России, и его вклад в архитектуру не ограничивается только лишь названием стиля.​ Благодаря своему высокому положению при дворе (мать Петра I, Наталья Кирилловна, была представительницей этого рода) Нарышкины обладали значительными ресурсами и возможностями, которые активно использовали для строительства храмов и усадебных комплексов.​

Одним из наиболее известных представителей рода был Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I.​ В своей подмосковной усадьбе Филях он возвёл церковь Покрова Пресвятой Богородицы, ставшую одним из самых ярких образцов нарышкинского стиля.​ Этот храм поражал современников своей изящной архитектурой, обилием декоративных элементов и непривычным для того времени пятиглавием, расположенным на ярусах уменьшающихся восьмериков.

Другой видный представитель рода, боярин Петр Петрович Нарышкин, прославился строительством церкви Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе в Москве. Этот храм, возведенный в конце XVII века, также демонстрирует характерные черты нарышкинского стиля⁚ ярусность композиции, обилие белокаменных деталей, использование элементов ордерной системы.​

Важно отметить, что Нарышкины не просто финансировали строительство храмов, но и принимали активное участие в выборе архитекторов, разработке проектов, контроле за ходом работ. Они стремились создать не просто церкви, а настоящие произведения искусства, которые бы отражали их вкус, статус и приверженность новым веяниям в архитектуре.

Безусловно, не все храмы, построенные Нарышкиными, сохранились до наших дней.​ Однако те, что устояли под натиском времени, являются ценнейшими памятниками архитектуры, свидетельствующими о вкусах и стремлениях русской аристократии на рубеже XVII-XVIII веков, о том переломном периоде, когда Россия стояла на пороге больших перемен.​

Характерные черты нарышкинского стиля в архитектуре

Нарышкинский стиль, возникший на стыке эпох и культур, вобрал в себя элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры, породив уникальное и неповторимое направление. Несмотря на краткий период расцвета, он оставил яркий след в истории русского искусства, и его легко узнать по характерным чертам⁚

  • Ярусность композиции.​ Храмы в стиле нарышкинского барокко отличает вертикальная устремленность.​ В основе композиции лежит традиционный для русской архитектуры четверик, на который ставится несколько ярусов уменьшающихся восьмериков, создавая ступенчатый силуэт. Такая конструкция придаёт зданиям особую стройность и динамичность.​
  • Обилие декоративных элементов.​ На смену лаконичности древнерусских построек приходят пышные декоративные формы, вдохновленные европейским маньеризмом. Белокаменные наличники, карнизы, колонки, полуколонны, пилястры, фигурные фронтоны, резьба по камню – все эти элементы щедро украшают фасады храмов, создавая праздничную атмосферу.
  • Использование элементов ордерной системы.​ В нарышкинском стиле впервые в русской архитектуре появляются элементы классической ордерной системы⁚ колонны, пилястры, антаблементы.​ Однако используются они свободно, часто нарушая строгие пропорции, что придает постройкам оттенок декоративности и эклектики.​
  • Контрастное цветовое решение. Характерной чертой нарышкинского стиля является контрастное сочетание красного кирпича и белого камня.​ Красный кирпич использовался для кладки стен, белый камень – для декоративных деталей.​ Такое сочетание цветов придает постройкам особую нарядность и выразительность.​
  • Симбиоз светского и церковного зодчества.​ Храмы в стиле нарышкинского барокко часто напоминали дворцовые постройки. Они имели парадное крыльцо с лестницей, галереи-гульбища, высокие крыши, увенчанные изящными главками.​ Такая тенденция отражала стремление русской аристократии к роскоши и светскости.​

Несмотря на то, что нарышкинский стиль был переходным этапом в русской архитектуре, он отличался яркостью, оригинальностью и новаторством.​ Он стал предвестником петровского барокко, которое вскоре вытеснило его, однако оставил заметный след в истории русского искусства и оказал влияние на развитие архитектуры в последующие эпохи.​

Примеры знаковых сооружений нарышкинского барокко

Нарышкинское барокко, несмотря на свою недолгую жизнь, успело подарить Москве и Подмосковью ряд выдающихся архитектурных памятников.​ Эти изящные, нарядные церкви, словно сотканные из красного кирпича и белого камня, до сих пор притягивают взгляды и вызывают восхищение мастерством зодчих.​

Церковь Покрова в Филях (1690-1693) по праву считается жемчужиной стиля.​ Возведенная по заказу Льва Кирилловича Нарышкина, она стала образцом для подражания и дала имя всему направлению.​ Пышное убранство, сочетание красного кирпича и белокаменных деталей, многоярусная композиция с устремлёнными ввысь золотыми куполами – все эти черты делают храм в Филях ярким манифестом новой эпохи.​

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе (конец XVII века) – еще один яркий пример нарышкинского стиля. Этот храм, построенный боярином Петром Петровичем Нарышкиным, отличается изяществом пропорций, обилием декоративных элементов и необычным для того времени планом в виде трилистника.​

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах (1690-е годы) поражает своей устремленностью ввысь.​ Высокий восьмерик на четверике, увенчанный стройным шатром, создаёт ощущение легкости и полёта.​ Богато декорированные фасады, галереи-гульбища, резные наличники – все эти элементы делают храм в Уборах настоящим шедевром нарышкинского стиля.​

К числу других знаковых сооружений этого направления относятся⁚

Эти храмы, разбросанные по Москве и Подмосковью, являются не только яркими памятниками архитектуры, но и свидетельствами о вкусах и стремлениях русского общества на рубеже XVII-XVIII веков, о том времени, когда Россия стояла на пороге больших перемен.

Влияние европейской архитектуры на формирование стиля

Нарышкинский стиль, возникший на рубеже XVII-XVIII веков, стал своеобразным мостом между древнерусским зодчеством и европейской архитектурой.​ Он вобрал в себя черты обоих направлений, порождая уникальное и неповторимое явление в истории русского искусства.​ Влияние Западной Европы на формирование нарышкинского стиля было значительным и проявлялось в ряде аспектов⁚

Заимствование декоративных элементов.​ Русские зодчие, вдохновленные европейским маньеризмом и ранним барокко, начали активно использовать в своих работах такие элементы, как колонны, пилястры, карнизы, фигурные фронтоны, волюты, разорванные фронтоны и др.​ Эти детали придавали постройкам нарядность, динамичность и праздничность.

Использование ордерной системы.​ Впервые в истории русской архитектуры в нарышкинском стиле появляются элементы классической ордерной системы.​ Колонны и пилястры становятся неотъемлемой частью фасадов, однако используються они довольно свободно, без строгого соблюдения пропорций и правил, что придает постройкам оттенок декоративности и эклектики.​

Новые планировочные решения.​ Влияние европейской архитектуры проявилось и в планировке храмов. Наряду с традиционными крестово-купольными постройками появляются церкви с центрическим планом, что было характерно для западноевропейского зодчества.​ Кроме того, распространение получают трапезные палаты, примыкающие к храмам с западной стороны.​

Стремление к парадности и репрезентативности.​ Европейская архитектура XVII века отличалась пышностью и торжественностью.​ Это повлияло и на русское зодчество. Храмы в стиле нарышкинского барокко часто напоминали дворцовые постройки, они имели парадное крыльцо с лестницей, галереи-гульбища, высокие крыши, увенчанные изящными главками.​

Однако важно отметить, что русские зодчие не слепо копировали западноевропейские образцы.​ Они творчески перерабатывали заимствованные элементы, адаптируя их к русским традициям и вкусам.​ Именно поэтому нарышкинский стиль не стал просто повторением европейского барокко, а приобрел свои уникальные черты и стал ярким явлением в истории русской архитектуры.​

Нарышкинское барокко как переходный этап в русской архитектуре

Нарышкинский стиль, расцветший на рубеже XVII–XVIII веков, занял особое место в истории русской архитектуры.​ Он стал связующим звеном между уходящей эпохой средневековья и новым временем, ознаменованным реформами Петра I и стремительным проникновением европейских веяний во все сферы жизни российского общества.​

Нарышкинское барокко: история названия, особенности стиля и вклад рода Нарышкиных в русскую архитектуру

Этот переходный характер стиля ярко проявился в его эклектичности, в причудливом смешении древнерусских традиций и элементов западноевропейского маньеризма.​ С одной стороны, в храмах нарышкинского стиля прослеживаются узнаваемые черты древнерусского зодчества⁚ ярусная композиция, центрический план, использование шатровых завершений.​ С другой стороны, появляются новые декоративные элементы, заимствованные из европейской архитектуры⁚ колонны, пилястры, карнизы, фигурные фронтоны.

Нарышкинское барокко стало своеобразным полигоном для экспериментов, на котором русские зодчие искали новые формы и выразительные средства.​ Они смело сочетали привычные приемы с заимствованными элементами, создавая неповторимые архитектурные образы.​ Именно в это время закладывались основы для развития русского барокко, которое в скором времени получит свое дальнейшее развитие в творчестве таких мастеров, как Доменико Трезини, Андрей Воронихин, Бартоломео Растрелли.​

Кратковременность существования нарышкинского стиля (всего несколько десятилетий) также подчеркивает его роль как переходного этапа. Он возник на волне интереса к европейской культуре, захлестнувшего Россию в конце XVII века, но уже в начале XVIII столетия уступил место более зрелым и самостоятельным формам русского барокко.​ Однако именно в этот краткий период были заложены основы для дальнейшего развития архитектуры и формирования нового художественного языка, который определит облик русских городов на долгие годы вперед.

Значение и наследие нарышкинского барокко

Несмотря на недолгий период расцвета, нарышкинское барокко оставило заметный след в истории русской архитектуры и оказало существенное влияние на ее дальнейшее развитие.​ Этот яркий, жизнерадостный стиль, возникший на переломе эпох, стал символом стремления России к обновлению, к освоению новых художественных идей и форм.​

  • Преодоление рамок средневековья.​ Нарышкинский стиль стал первым шагом на пути освобождения русской архитектуры от строгих канонов средневековья, от аскетизма и замкнутости.​ Новые формы, заимствованные из европейской архитектуры, привнесли в нее праздничность, динамизм, стремление к декоративности.​
  • Формирование нового художественного языка. Русские зодчие, работавшие в стиле нарышкинского барокко, провели грандиозную работу по адаптации западноевропейских идей к русской традиции.​ Они создали новый архитектурный язык, который сочетал в себе черты обоих направлений.​
  • Влияние на последующие стили.​ Нарышкинское барокко стало предтечей петровского барокко, которое в скором времени пришло ему на смену.​ Многие черты нарышкинского стиля – ярусность композиции, использование элементов ордера, контрастное цветовое решение – получили дальнейшее развитие в архитектуре XVIII века.​

Наследие нарышкинского барокко – это не только великолепные архитектурные памятники, сохранившиеся до наших дней, но и сам опыт творческого осмысления западноевропейских идей, опыт создания нового художественного стиля на основе синтеза разных культурных традиций.​ Этот опыт оказался весьма востребованным в дальнейшей истории русской архитектуры и искусства.​

Нарышкинское барокко: история названия, особенности стиля и вклад рода Нарышкиных в русскую архитектуру

FAQ

Нарышкинское барокко – стиль яркий и запоминающийся, но при этом вызывающий немало вопросов.​ Давайте рассмотрим некоторые из них⁚

Действительно ли нарышкинское барокко – это барокко?​

Нарышкинское барокко: история названия, особенности стиля и вклад рода Нарышкиных в русскую архитектуру

Это скорее условное название.​ Да, в нём присутствуют некоторые элементы барокко, заимствованные из европейской архитектуры – пышный декор, использование ордерной системы, стремление к парадности.​ Однако нарышкинский стиль не является полноценным барокко в европейском понимании.​ Он сохраняет тесную связь с древнерусскими традициями, органично вплетая новые элементы в устоявшиеся формы.​ Именно поэтому многие исследователи предпочитают называть его просто «нарышкинским стилем»;

Почему стиль назван в честь Нарышкиных?

Нарышкинское барокко: история названия, особенности стиля и вклад рода Нарышкиных в русскую архитектуру

Род Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I, сыграл значительную роль в популяризации нового стиля.​ Именно по их заказам было построено множество церквей, ставших яркими образцами нарышкинского барокко. Кроме того, Нарышкины принимали активное участие в разработке архитектурных проектов, привнося в них свои вкусы и предпочтения.​ Таким образом, название «нарышкинское барокко» отражает как роль самого рода в развитии стиля, так и тот факт, что он наиболее ярко проявился в архитектуре храмов, возведенных по заказу Нарышкиных.​

Где можно увидеть примеры нарышкинского барокко?​

Большинство памятников нарышкинского барокко сосредоточено в Москве и Подмосковье.​ Среди них можно выделить такие шедевры, как церковь Покрова в Филях, церковь Знамения на Шереметевом дворе, церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах, церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Лыкове.​ Эти храмы, каждый из которых обладает своей уникальностью и неповторимым обаянием, дают яркое представление об этом необычном архитектурном стиле.​

В чем заключается уникальность нарышкинского барокко?​

Уникальность нарышкинского барокко заключается в его синтетичности, в умелом сочетании элементов разных культур и эпох.​ Русские зодчие сумели органично вплести западноевропейские мотивы в ткань древнерусской архитектуры, создав стиль одновременно и традиционный, и новаторский.​ Нарышкинское барокко стало важным этапом в истории русской архитектуры, подготовившим почву для расцвета русского барокко XVIII века.​

Каково значение нарышкинского барокко для современности?​

Нарышкинское барокко – это не только часть нашего исторического наследия, но и источник вдохновения для современных архитекторов и художников. Его яркие образы, необычные формы, праздничная атмосфера продолжают волновать воображение и сегодня.​ Изучение нарышкинского барокко позволяет нам лучше понять путь, пройденный русской архитектурой, ее стремление к красоте, гармонии и новаторству.​

Нарышкинское барокко: история названия, особенности стиля и вклад рода Нарышкиных в русскую архитектуру

Краткий вывод

Нарышкинское барокко – яркая и самобытная страница в истории русской архитектуры, оставившая после себя немало вопросов и споров.​ Несмотря на условность названия, этот архитектурный стиль, расцветший на рубеже XVII–XVIII веков, имел огромное значение для развития русского зодчества.

  • Происхождение названия.​ Стиль получил своё название благодаря роду Нарышкиных, которые не только активно финансировали строительство церквей в этом стиле, но и влияли на формирование его художественных особенностей.​
  • Синтез традиций.​ Нарышкинское барокко уникально тем, что органично сочетало в себе элементы древнерусского зодчества и западноевропейской архитектуры, в частности, маньеризма.​ Отсюда его нарядность, декоративность, стремление к вертикализму, использование ордерной системы, но при этом сохранение традиционной ярусной композиции и центрических планов.​
  • Роль переходного этапа.​ Появление нарышкинского стиля свидетельствовало о начале новой эпохи в русской архитектуре, отказа от сурового аскетизма средневековья в пользу парадности и праздничности.​ Он стал важным этапом на пути к расцвету русского барокко XVIII века, подготовив почву для творчества таких мастеров, как Растрелли, Трезини, Воронихин.​
  • Художественное наследие.​ Несмотря на кратковременность существования, нарышкинское барокко оставило яркий след в истории русской архитектуры.​ Церкви в этом стиле, расположенные в Москве и ее окрестностях – церковь Покрова в Филях, церковь Знамения на Шереметевом дворе, церковь Спаса Нерукотворного Образа в Уборах и другие – до сих пор поражают воображение своей красотой, изяществом и неповторимым очарованием.​

Изучение нарышкинского барокко позволяет нам не только лучше понять историю русской архитектуры, но и по достоинству оценить талант и мастерство зодчих, сумевших создать столь необычный и притягательный стиль.​ Он напоминает нам о том, что искусство способно преодолевать временные и культурные границы, гармонично соединяя в себе традиции и новаторство.

Оцените статью

Комментарии закрыты.

  1. Михаил

    Удивительно, как русские мастера смогли так органично соединить европейские мотивы с древнерусскими традициями. Нарышкинское барокко — это нечто неповторимое!

  2. Антон

    Очень интересно! Никогда не задумывался, почему этот стиль так называется. Спасибо, что пролил свет на историю архитектуры.

  3. Сергей

    Интересно, а какие архитектурные памятники нарышкинского барокко сохранились до наших дней? Хотелось бы увидеть их своими глазами.

  4. Ольга

    Спасибо за интересную статью! Всегда восхищалась красотой нарышкинского барокко, а теперь узнала еще и историю его происхождения.

  5. Екатерина

    Статья познавательная, но хотелось бы увидеть больше примеров нарышкинского барокко, чтобы лучше понять его особенности.