Почему армяне празднуют Пасху раньше

Многие задаются вопросом, почему армяне, являясь преимущественно православными христианами, отмечают Пасху раньше, чем православные всего мира.​ Ответ кроется в особенностях летоисчисления и исторических событиях, повлиявших на Армянскую Апостольскую Церковь.​

Дело в том, что Армянская Апостольская Церковь, в отличие от большинства православных церквей, использует для расчета даты Пасхи григорианский календарь.​ Этот календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в 1582 году для корректировки расхождений с солнечным годом, накопившихся в юлианском календаре.​

Армянская Церковь перешла на григорианский календарь в 1924 году по указу Католикоса Всех армян Геворга V.​ С тех пор армяне празднуют Пасху одновременно с католиками, дата которой, как правило, раньше православной.

Несмотря на разницу в календарях, принцип расчета даты Пасхи остается единым для всех христианских конфессий.​ Праздник отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.​

Разные пасхалии⁚ григорианская и александрийская

Чтобы понять, почему дата празднования Пасхи у армян и православных христиан часто не совпадает, необходимо разобраться в понятиях «пасхалия», «григорианский календарь» и «александрийская пасхалия».

Почему армяне празднуют Пасху раньше

Пасхалия — это система расчета даты Пасхи, основанная на сложных астрономических наблюдениях и календарных системах.​ Она определяет, когда именно будет первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.​

Существует две основные пасхалии⁚ григорианская и александрийская.​ Григорианская пасхалия используется Католической церковью и большинством протестантских деноминаций, а александрийская пасхалия — Православной церковью (за исключением Финляндской, Эстонской апостольской церквей и некоторых других).​

Разница между григорианской и александрийской пасхалиями заключается в том, что они опираются на разные календарные системы.​ Григорианская пасхалия использует более точный григорианский календарь, введенный в 1582 году Папой Римским Григорием XIII, в то время как александрийская пасхалия продолжает использовать юлианский календарь, введенный еще Юлием Цезарем в 45 году до нашей эры.​

Юлианский календарь, хоть и был передовым для своего времени, имел неточность в расчете длины солнечного года, что приводило к постепенному смещению календарных дат относительно астрономических событий.​ К XVI веку разница между юлианским календарем и реальным солнечным годом составила уже 10 дней. Это расхождение и побудило к созданию более точного григорианского календаря.

Армянская Апостольская Церковь, исторически следовавшая юлианскому календарю, в 1924 году приняла решение перейти на григорианский календарь, присоединившись к католической традиции расчета даты Пасхи.​ Поэтому армяне отмечают Пасху по григорианской пасхалии, что и объясняет расхождение в датах с православными христианами, которые продолжают придерживаться александрийской пасхалии и юлианского календаря.​

Армянская Апостольская Церковь и григорианский календарь

Армянская Апостольская Церковь, являясь одной из древнейших христианских церквей, на протяжении веков следовала юлианскому календарю, как и большинство восточных христианских конфессий.​ Однако в начале XX века назрела необходимость перехода на более точный григорианский календарь.​

В 1923 году Католикос Всех армян Геворг V инициировал реформу календаря. Решение о переходе на григорианский календарь было принято с целью синхронизации с большей частью христианского мира, уже перешедшего на новую систему летоисчисления. Это решение имело важное значение для Армянской Церкви, стремящейся к единству и диалогу с другими христианскими общинами.​

Переход на григорианский календарь произошел не без сложностей. Часть армянской диаспоры, проживавшей в странах, где сохранялся юлианский календарь, продолжала следовать старому стилю.​ Тем не менее, официально Армянская Апостольская Церковь приняла григорианский календарь, что нашло отражение в церковном календаре и, соответственно, в дате празднования Пасхи.​

Переход на григорианский календарь оказал значительное влияние на религиозную жизнь армян.​ Он позволил синхронизировать даты празднования Пасхи с католическим миром, что способствовало укреплению межцерковных связей. Кроме того, принятие григорианского календаря стало символом обновления и открытости Армянской Церкви к диалогу с другими христианскими конфессиями.​

Сегодня Армянская Апостольская Церковь продолжает следовать григорианскому календарю, что отличает ее от большинства православных церквей, сохранивших верность юлианскому календарю.​ Это различие в календарных системах и объясняет, почему армяне празднуют Пасху раньше, чем православные христиане.​

Единый принцип расчета, но разные календари

Казалось бы, дата Пасхи должна быть едина для всех христианских конфессий, ведь все они руководствуются одним и тем же принципом её расчета⁚ первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.​ Однако на практике мы наблюдаем расхождение в датах празднования Пасхи у католиков, православных и армян.​ В чём же причина?​

Причина кроется в использовании разных календарных систем.​ Как уже было сказано, католики и армяне живут по григорианскому календарю, который более точно отражает астрономический год.​ Православные же христиане придерживаются юлианского календаря, отстающего от григорианского на 13 дней.​

Из-за этой разницы в календарях даты весеннего равноденствия и полнолуния, на которые ориентируются при расчете Пасхи, не совпадают. Следовательно, и дата первого воскресенья после пасхального полнолуния оказывается разной.​

Почему армяне празднуют Пасху раньше

Важно понимать, что различие в датах празднования Пасхи не является догматическим разногласием между христианскими конфессиями. Это скорее исторически сложившаяся ситуация, связанная с особенностями календарных систем.​

Несмотря на разницу в датах, все христиане и католики, и православные, и армяне празднуют Пасху как Светлое Христово Воскресение, как победу жизни над смертью, как главный праздник церковного года. И в этом смысле всех нас объединяет единая вера и единая радость о Воскресшем Спасителе.​

Традиции празднования Пасхи в Армении

Хотя дата празднования Пасхи у армян совпадает с католической, традиции празднования этого светлого дня у армянского народа уникальны и самобытны, пропитаны национальным колоритом и древними обычаями.​

В Армении Пасху называют «Затик», что означает «освобождение от мук». Это название отражает саму суть праздника воскресение Христа, символизирующее освобождение от оков греха и смерти.​

Подготовка к Затику начинается задолго до самого праздника.​ В Чистый четверг армяне убирают дома, пекут ритуальную сдобную выпечку «гата» с изюмом и орехами, красят яйца в красный цвет, символизирующий жизнь и кровь Христа.​

В Страстную пятницу армяне воздерживаются от увеселительных мероприятий, посещают церковные службы, посвящённые страданиям Христа.​ Вечером в храмах совершается обряд «погребения Христа».​

Праздничная литургия начинается в субботу вечером.​ В полночь священники возвещают благую весть о Воскресении Христовом, и храмы озаряются светом множества свечей.​ После литургии верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!​», на что получают радостный ответ «Воистину воскрес!​»;

В пасхальное воскресенье армяне накрывают праздничный стол, угощают друг друга крашеными яйцами, играют в традиционную игру «чокавок», когда бьются яйцами, проверяя, чье крепче.​ На пасхальном столе обязательно присутствует «гата», рыба, красное вино.​

Празднование Затика продолжается несколько дней, в течение которых армяне ходят друг к другу в гости, делятся радостью о Воскресшем Спасителе.​

Почему армяне празднуют Пасху раньше

FAQ

Празднование Пасхи у армян часто вызывает вопросы, особенно у тех, кто не знаком с историей и традициями Армянской Апостольской Церкви.​ Мы собрали наиболее распространенные вопросы о том, почему армяне празднуют Пасху раньше, и постарались дать на них исчерпывающие ответы.​

Правда ли, что армяне празднуют Пасху раньше православных?​

Да, это правда.​ Армянская Апостольская Церковь отмечает Пасху, как правило, раньше, чем большинство православных церквей.​ Это связано с тем, что армяне используют григорианский календарь для расчета даты Пасхи, в то время как большинство православных церквей придерживаются юлианского календаря.​

Почему армяне празднуют Пасху раньше

Почему армяне используют григорианский календарь, а не юлианский, как большинство православных?​

Армянская Церковь приняла григорианский календарь в 1924 году для синхронизации с большей частью христианского мира, уже перешедшего на новую систему летоисчисления.​ Это решение было продиктовано стремлением к единству и диалогу с другими христианскими общинами.​

Значит ли это, что армяне католики?​

Нет, это не так. Армянская Апостольская Церковь одна из древнейших восточных христианских церквей, имеющая свою собственную догматику, обряды и традиции. Она не относится ни к католичеству, ни к православию в их современном понимании.​ Армяне являются приверженцами миафизитства, одного из течений в христианстве, возникшего в V веке.

Отличается ли празднование Пасхи у армян от православной традиции?​

Несмотря на то, что армяне и православные христиане отмечают Пасху в разные дни, суть праздника, конечно же, остаётся одной и той же это праздник Светлого Христова Воскресения.​ Однако у армян есть свои особенные традиции празднования Пасхи, сложившиеся на протяжении веков.​

Например, в Армении Пасху называют «Затик», что означает «освобождение от мук».​ Армяне пекут специальную пасхальную сдобу «гата», красят яйца в красный цвет, играют в игру «чокавок», когда бьются яйцами, проверяя, чье крепче.​

Совпадает ли когда-нибудь дата Пасхи у армян и православных?​

Да, такое случается.​ Хотя григорианский и юлианский календари имеют расхождение, время от времени дата Пасхи у католиков, армян и православных совпадает.​ Например, в 2025 году все три конфессии будут праздновать Пасху 20 апреля.​

Почему армяне празднуют Пасху раньше

Краткий вывод

Вопрос о том, почему армяне празднуют Пасху раньше православных, часто возникает из-за недостаточной осведомленности об истории и традициях Армянской Апостольской Церкви.​ На самом деле, ответ довольно прост и кроется в особенностях календарных систем, используемых разными христианскими конфессиями.

Армяне, как и католики, используют григорианский календарь, в то время как большинство православных церквей придерживаются юлианского календаря.​ Григорианский календарь, введенный в 1582 году Папой Римским Григорием XIII, является более точным с астрономической точки зрения и на сегодняшний день является общепринятым в большинстве стран мира.

Армянская Апостольская Церковь перешла на григорианский календарь в 1924 году по решению Католикоса Всех армян Геворга V.​ Это решение было продиктовано стремлением к единству с мировым христианством и упрощению взаимодействия с другими церквями.​

Важно понимать, что разница в датах празднования Пасхи не является догматическим разхождением между армянской и православной церквями.​ Обе конфессии руководствуются одним и тем же принципом расчета даты Пасхи , первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия.​ Просто из-за разницы в календарях эти астрономические события приходятся на разные дни.

Несмотря на то, что армяне празднуют Пасху одновременно с католиками, они сохраняют свои уникальные традиции и обычаи празднования этого светлого дня. В Армении Пасху называют «Затик», что означает «освобождение от мук».​ К празднику пекут специальную сдобу , «гата», красят яйца в красный цвет, символизирующий жизнь и кровь Христа, играют в традиционную игру «чокавок» — бьются яйцами, проверяя, чье крепче.​

Таким образом, тот факт, что армяне празднуют Пасху раньше православных, объясняется исключительно историческими и календарными особенностями и никоим образом не умаляет значимости этого великого праздника для всех христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности.​ Пасха — это праздник победы жизни над смертью, света над тьмой, надежды на вечную жизнь, и эту радость мы разделяем со всеми братьями и сестрами во Христе, независимо от того, какого числа мы отмечаем этот светлый день.​

Оцените статью

Комментарии закрыты.

  1. Давид

    Спасибо за интересную статью! Теперь понятно, почему дата Пасхи у разных христианских конфессий может отличаться.

  2. Антон

    Очень интересно! Никогда не задумывался о том, почему у армян Пасха раньше. Спасибо, что прояснили!

  3. Мария

    Статья познавательная, но хотелось бы больше информации о самой Армянской Апостольской Церкви.

  4. Анна

    Всегда интересно узнавать что-то новое о религиозных традициях. Автору спасибо за статью!